Четверг, 28.03.2024, 22:37
Приветствую Вас Гость
Главная » 2018 » Июль » 4 » Критичный советник Путина. Интервью Илларионова
21:45
Критичный советник Путина. Интервью Илларионова

Ключевой советник президента Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов, подавший на прошлой неделе в отставку, дал интервью журналу Тime

Решение об отставке Илларионов принял в момент нарастания напряжения в связи с внезапным решением Кремля повысить цены на газ для Украины в четыре раза. Илларионов сказал Тime: "В последние дни ситуация между Россией и Украиной развивалась по наихудшему сценарию. Эта газовая война стала последней каплей, определившей мое решение об отставке. Я получил предложение принять в ней участие в качестве пропагандиста, который бы объяснил, почему повышение цены и все остальное, происходящее в наших двусторонних отношениях, является проявлением либеральной экономической политики. Однако факторы, которые привели к такому решению, не имеют ничего общего с либеральной экономической политикой".

Позволив себе недавно критические высказывания в адрес Путина, Илларионов оказался на перепутье и в итоге был вытеснен со своего поста. Он лишился важной должности представителя России в "большой восьмерке", его штат в Кремле стал постепенно сокращаться. Однако именно он принял окончательное решение об отставке. В интервью журналу Тime он рассказал об отставке, о ситуации на Украине и о своих претензиях к нынешней администрации Кремля.

Вы говорите, что оставались в должности, пока была возможность высказывать свое мнение, но теперь она исчезла. Когда это произошло? Что стало водоразделом?

Процесс обращения государства к корпоративистской модели в 2005 году подошел к завершающей стадии. Количественные изменения перешли в качественные. Freedom House полгода назад хорошо подытожил это, снизив статус России с "частично несвободной" до "полностью несвободной" страны. Моя работа предполагала возможность открытого обсуждения происходящих процессов. Если бы я отказался от этой возможности, это было бы грубым нарушением моего профессионального и государственного долга. Я предпочел уйти в отставку.

Обсуждали ли вы мотивы отставки с президентом Путиным? Когда вы в последний раз с ним виделись?

Мы говорили за день до моей отставки. Однако я никогда не комментировал свои отношения с президентом, пока работал у него, не намерен делать этого и впредь.

Какова реальная картина российской экономики?

Экономика в порядке, если оценивать ее традиционным способом. Рост ВВП составляет 6,2%, что неплохо. Рынок растет. Государственный внешний долг России снизился до 86 млрд долларов. Все зависит от того, сравниваем мы Россию с развитыми странами или с такими государствами, как Китай, где рост ВВП равен 9%, или производители нефти Азербайджан (12%) и Казахстан (19%). В таком ракурсе видно, что успехи России более чем скромны. Учитывая шквал нефтяных прибылей, рост ВВП России в 2005 году должен был составить 15-16%. Если оставить в стороне нефтяные прибыли, остается низкое качество экономической политики, которая привела к потере 9-10% роста ВВП.

И все же Россия купается в деньгах?

Наш стабилизационный фонд равен сейчас 40 млрд долларов. Это 6% от годового ВВП. Однако стабфонд Норвегии составляет 70% ВВП. Китай закупает нефть, но их резерв твердой валюты вырос на 22%. ВВП России равен 200 млрд долларов. Примерно 100-110 из них поступают от нефтяных доходов. По данным Центробанка России, экспорт капитала в этом году достиг 40 млрд долларов.

Когда начались проблемы?

Усиление корпоративистской государственной модели и обеспечение благоприятных условий для квазигосударственных монополий само по себе наносит вред экономике. Это как "Газпром", покупающий "Сибнефть", а другая государственная монополия - другую частную компанию. Государство повысило свой долг на 30 млрд, только чтобы сделать это. Или возьмем ситуацию с РАО "ЕЭС", приобретающим существенную часть "Силовых машин". Когда государство развалило ЮКОС, власти настаивали, что это - единичный случай, а не общая тенденция. Однако вскоре стало очевидно, что это не единичный случай, это касается всей экономики. Только в текущем месяце руководство государственной монополии по торговле оружием "Рособоронэкспорт" захватило приватизированный автомобильный завод "АвтоВАЗ". Этот и другие подобные случаи показывают, что "дело ЮКОСа" - часть кампании, интенсивность которой все увеличивается от недели к неделе.

Так какая же в итоге в России будет экономика?

Можно предположить, что это будет экономика, контролируемая квазигосударственными корпорациями в области энергетики и инфраструктуры - во всех прибыльных сферах.

Вы подчеркиваете приставку "квази".

Спасибо, что обратили на это внимание. Это действительно важно. Мы наблюдаем сейчас ситуацию с корпорациями, имеющими статус государственных. И действительно, их акции принадлежат государству. Однако их деятельность очень далека от государственных интересов. Наоборот, они действуют вопреки интересам государства. Рассмотрим случай "Роснефти". Сейчас эта принадлежащая государству нефтяная компания готовится к международному размещению акций, что объявлено важнейшим событием для российской экономики. "Роснефть" выпустит десятки миллионов акций, представляющих их активы, не внеся при этом ни одного доллара в государственный бюджет. Это не приватизация, это выпуск акций принадлежащей государству компании. В таком контексте это выглядит как присвоение государственных фондов на многомиллиардном уровне. Это всего лишь один из множества примеров. Челны кабинета министров или представители аппарата президента возглавляют правления корпораций или входят в советы директоров. Для сегодняшней России это стало нормой. В какой западной стране такое возможно? Мы наблюдаем агрессию со стороны квазигосударственных предприятий, направленную против всех частных компаний, способных обеспечивать приток наличности. Эта агрессия распространяется даже за пределы России.

Каким образом?

Используя экономическое оружие, особенно энергетику. Так, РАО "ЕЭС", купив энергетическую станцию в Приднестровье, отрезало Молдавию от их ключевого поставщика до тех пор, пока они не выполнят требования Москвы. "Транснефть" заблокировала подачу нефти из Казахстана в Литву, так как Россия хотела заполучить литовский нефтеперерабатывающий завод. Последним примером такой политики стало повышение цен на газ для Украины.

Кремль утверждает, что всего лишь устанавливает рыночные цены.

Такого понятия, как рыночные цены на газ, не существует, так как нет такого явления, как газовый рынок. В отношении Украины со всей очевидностью осуществляется ценовая дискриминация. Ведь Россия предлагает совершенно другие условия для государств этой группы (то есть бывших советских республик). Наблюдая все это, нельзя избавиться от впечатления, что эскалация цен в процессе переговоров направлена на то, чтобы по возможности НЕ достичь соглашения. Создается впечатления, что главная цель этих переговоров - как можно болезненнее оскорбить партнеров по переговорам, чтобы сделать достижение согласия невозможным. Поэтому Россия и старается вызвать истерию, делая переговоры публичными. Даже с Грузией, отношения с которой более напряженные, газовые переговоры проходили в большем секрете, а цены оказались в два раза ниже.

Кроме того, Россия ясно дала понять, что хочет получить контроль над украинским газопроводом. Тогда, говорит "Газпром", цены будут снижены. Это применение энергетического оружия того же типа, к которому прибег ОПЕК в 1973 году, наложив нефтяное эмбарго на США и Голландию, ставших на сторону Израиля. Цены подскочили до небес - пару лет Саудовская Аравия наслаждалась огромными доходами. Потом экономика США и других стран Запада выросла и они приспособились к новым ценам, а доход на душу населения в Саудовской Аравии с тех пор резко упал. Страна, которая собирается использовать энергетическое оружие, должна понимать, что проиграет в долгосрочной перспективе. История дает недвусмысленный ответ на вопрос о том, что случится с Россией, если она пойдет по этому пути.

Каково ваше видение политической сцены в сегодняшней России? Насколько значимо или символично принятие нового закона в отношении неправительственных некоммерческих организаций?

Я вижу сокращение политических свобод, большие ограничения для политических партий, прессы, публичных высказываний - все это очевидно. Эта тенденция давно набирала обороты, и наконец в 2005 году окончательно сформировалась. Тот отчет Freedom House полугодовой давности, о котором я говорил, остался без официальных комментариев России. Теперь, когда Россия приняла этот новый закон, думаю, в следующем году ее рейтинг упадет еще ниже.

Вы были представителем России в "большой восьмерке". Вы много сделали, чтобы обеспечить России членство в G8. Вы все еще думаете, что России там место?

Я хотел бы, чтобы Россия была членом "большой восьмерки" в качестве развитого, свободного и демократического государства. Я делал все для этого. В то время, когда Россию пригласили в качестве политического партнера в G8, никто не ожидал таких перемен в ее политике. Едва ли Россия была бы принята, если бы "дело ЮКОСа" и другие события, начавшиеся в 2003 году, имели место уже тогда.

Просмотров: 228 | Добавил: brougorfe1981 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0